Дмитрий Плехов (plekhov) wrote,
Дмитрий Плехов
plekhov

Categories:

Ася — Иван Тургенев

Кадр из одноименного фильма
Кадр из одноименного фильма

Рассказ написал Тургенев в 1857 году за 4 года до отмены крепостного права. Автор — один из крутейших писателей Золотого века русской письменности, встречал Пушкина, дружил с Толстым, не раз выпивал с Флобером (см. одну из предыдущих заметок). Хотя был в его жизни паскудный поступочек. Плыл как-то по морю в Берлин, а корабль загорелся и пошел ко дну, и тут наш тургенич расталкивая локтями детей и женщин требовал у моряков своего спасения за приличное бабло. Более того, сейчас бы единоросы заклеймили автора русофобом, запретили печататься за злоупотребеление свободой слова, а по НТВ показали бы съемки скрытой камерой, как он получает деньги от гэбэшников в костюмах госдепа. А всё из-за цитат в произведении, смотри в конце поста.

Вернемся к Асе. История про 25 летнего паренька-мажора. Одна прожжёная бабёнка кинула нашего бездельника, и тот с горя уехал из России в Германию, слонялся и день и ночь по немецким городкам. Там он встретил подозрительную парочку русских: сверстника с 17-летней сестрой Асей. За бугром земляков не каждый день увидишь, стали дружить. А девка молодая, то кокетничала, то типа презирала поочередно — начиталась романов, и как знала, завлекала ухаря. Но братюня рассказал Аське, чтоб прекратила, ведь мажорик сохнет по бросившей его бабёнке. Героиня адски расстроилась, чуть не сошла с ума. Тем временем, наш паренек уже забыл напрочь предыдущую любовь и стал успешно подкатывать к безумной Асе. Тут бы устроить кульминацию, но Тургенев заставляет героя сомневаться, ещё братюня лезет: женись, либо проваливай. Пока мажорик рефлексировал, брат с сестрой сами укатили в неизвестном направлении. И вот паренёк сидит и рассуждает, примерно так: «Вот я дурачок, любовь всей жизни упустил. Да и хрен с ней!». Конец.

Мне очень понравилось, как Тургенев описывает происходящее и образы, прям полное погружение в атмосферу. Автору удаётся взбудоражить в читателе состояние влюбленности, напомнить о том, как на трезвость и рассудительность в этом деле полагаться не стоит.

И напоследок «русофобские» цитаты из Аси от тургенича:

я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица. Самодовольное и презрительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал… «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», — казалось, говорил этот уторопленный взгляд… Проходило мгновенье — и снова восстанавливалось величие физиономии, изредка чередуясь тупым недоумением.

проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе , так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь.

Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает.
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments